Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество9 февраля 2006 22:00

Гуд бай, Америка!

Эмигранты, уехавшие из России в конце XX века, потянулись обратно на Родину
Родина встречает оркестром не всех. Но возвращение в Россию - уже музыка!

Родина встречает оркестром не всех. Но возвращение в Россию - уже музыка!

Недавно к собкору «Комсомолки» в Нью-Йорке обратился знакомый журналист, эмигрировавший в Штаты четверть века назад. Человек он деловой, имеет собственный бизнес. Конъюнктуру, одним словом, «сечет». «Надо посоветоваться, есть классная идея!» - заинтриговал он.

Идея выглядела экстравагантно: открыть в Нью-Йорке агентство для американцев-эмигрантов, желающих поработать в России!

- В Рашку (так российские эмигранты зовут бывшую Родину) сейчас многие хотят поехать, - увлеченно объяснял свой проект собеседник. - Там хорошие деньги заработать можно. В общем, есть спрос.

Разворот над океаном

Как же так? Еще несколько лет назад пресловутая «утечка мозгов» считалась в России одной из главных страшилок. Толпы эмигрантов тянулись на Запад, мечтая о сытной доле и счастье для своих детей. Уезжали навсегда и в страшном сне не могли желать возвращения обратно. И вот процесс пошел вспять. Достаточно вспомнить хотя бы известные имена возвращенцев (смотрите список). Людей не публичных учесть труднее. Точной статистики нет. Но специалисты по миграции утверждают, что счет «блудных сыновей и дочерей» России идет уже на тысячи. Только из Израиля в последние годы вернулись, по разным оценкам, до 50 тысяч эмигрантов. Чуть меньше из Европы и США. Большинство пакуют чемоданы обратно тихо-мирно. Но находятся и такие, кто с размахом русской души безжалостно смеется над приютившим их «загнивающим Западом». И особенно почему-то достается Америке.

Мятежник, подлец и герой

Один из таких - 35-летний инженер-программист Виктор Фридман, проживший 11 лет в Калифорнии. Свою неприязнь к Америке он начал озвучивать еще там. В 1999 году, через 8 лет «наслаждения американским счастьем», выплеснул в Интернет крик своей души. Размышления назывались «Другая сторона Америки». Вот лишь одна цитата: «Cредний выпускник средней школы США похож на среднего дебила». И так - почти обо всем. Сочинение вызвало взрыв негодования в эмигрантской среде. Но были и те, кто разделял взгляды мятежника. Так доселе скромный человек превратился в революционера, подлеца и героя в одном лице. Виктор неизменно повторял, что вернется в Россию. Ему мало кто верил. Ведь он продолжал жить в США. И смельчак получил ярлык трепача.

Обо всем этом мы говорим с ним морозным февральским вечером в его квартире в Москве. Он живет здесь уже три года. Квартира съемная, но обставлена с любовью. Простая мебель, книги, цветы. На пианино - фотография мамы. Восемь лет назад американские врачи не сумели ее спасти. На вешалке в прихожей висит бейджик с указанием, что Виктор работает менеджером в баскетбольном клубе «Динамо».

К Виктору как раз заехал в гости друг - Павел Стрижевский. Он тоже вернулся из США, занялся спортивной журналистикой и нашел любимую девушку - Лену.

- Я не стремился к известности, тем более такой скандальной. Просто наболело. - Так Виктор объясняет происхождение своей «Другой стороны...». - Очень многие находят в Америке счастье, и я рад за них, но я также знаю, что многие хотят вернуться. Но для этого надо себя переломить, осознать, что был не прав. Вместо этого они убеждают себя, что поступили верно. Выискивают дурные новости о России, смакуют их. На меня русская диаспора подняла остервенелый лай. Но мне было все равно. Я тогда уже все понял и решил.

- А поначалу ты этого не понимал?

- Нет. Хотя с самого начала не хотел уезжать из России. Тогда, в феврале 1991 года, мне было 20. Я учился на 3-м курсе института. У меня были потрясающие друзья, девушка Жанна. Зачем мне было уезжать? А отец твердил - надо ехать. Можно понять. Его отец и мама в 30-х годах убежали от Великой депрессии и решили, что хотят строить коммунизм. Деда моего потом расстреляли, бабушку бросили в лагеря, отца - в детдом.

- Отец рвался на историческую родину?

- Да. Мама стояла насмерть, и в этом смысле я пошел в нее. Но отец меня «обработал»: «Ты - будущий инженер, а здесь у тебя никаких перспектив!» И мы сломались.

- Ну и как твое первое впечатление об Америке?

- Да никак. Тоска зеленая, особенно в первое время. Все чужое. «У нас там, у них здесь», - мы так и говорили. Я чувствовал себя растением, которое пересадили в новый горшок, но забыли полить. С течением времени стало понятно, что американское общество какое-то суррогатное, что ли.

- Искусственные улыбки, еда?

- И это тоже. Ненатуральное все. Но раз приехали, надо было жить. Я поступил в университет. Учиться было скучно. К тому же был период адаптации, «безбабья».

«Буш - козел». - «Согласна, идем спать»

- Деньги имеешь в виду?

- Нет. Нормальную девушку в Америке найти проблемно. Либо занятые, либо не те. А у меня самый расцвет, гормоны играют. Американок я даже не рассматривал. Они все как с конвейера. И никакого стремления выглядеть привлекательной. А наши девушки, приезжая в США, быстро портятся.

- Толстеют на фаст-фудах?

- Не только, хотя и это тоже. Перерождаются, что ли, в моральном плане.

- В России огромное число красавиц годами не могут найти нормального парня, - вступает в разговор Павел. - Их не хватает. То же самое, только наоборот, в Америке. И когда наши девчонки попадают туда, за них начинается битва.

- Их надо хватать прямо с самолета! - уточняет Виктор.

- Ну а местные студентки?

- Безликие совершенно: шорты, кроссовки, волосы в пучок, косметики - ноль.

- И попыток познакомиться ты даже не предпринимал?

- Попытки были. Даже романы. Но максимум - на неделю. А чтобы серьезное - никак.

- С американками, конечно, можно пофлиртовать, - добавляет Павел. - Они откликаются. Против природы не попрешь. Можно пригласить в бар, кино, можно домой к себе увезти. Но меня тяготила мысль, что я могу с этой женщиной проснуться. Что я ей скажу? Нам не о чем говорить. Катастрофически.

- Мы как будто с разных планет, - поясняет Виктор. - Я не могу ей процитировать русский фильм, ходячую у нас фразу. Ей все это надо разжевывать.

- Но можно поговорить о политике, - возражаю я.

- А что политика? «Буш - козел». «Да, согласна, идем спать».

- Дружба?

- Подружиться еще труднее, чем переспать. У американцев не дружба, а целесообразность. И если у тебя душевные терзания, ты не снимешь в час ночи трубку и не позвонишь другу, это не принято. А какое там лицемерие! Я устроился в крупную фирму электроники. Вечером в пятницу мы с коллегами тепло распрощались. А пока ехал домой, они мне оставили на автоответчике сообщение, что больше не нуждаются в моих услугах.

- Послушай, а может, ты там был неудачником?

- Ага, знакомый ярлычок! Я никого не хочу разубеждать. У меня было все, что называют пресловутой «американской мечтой». Работа, машина, жилье, компания друзей. Когда я жил для себя и прожигал жизнь, мне было хорошо.

- А девушку так и не нашел?

- Нашел. Из России. И женился на ней. Стал задумываться о будущем. Ездил на работу мимо школы, окруженной высоким забором, похожим на тюремный, присматривался и видел бритых дебилов. И понял: не хочу, чтобы мои наследники были американцами, детей хочу растить в России. Но жена переезжать отказалась. И я уехал один.

- Бросил несчастную?

- Не сказал бы - я ей и сейчас помогаю. Мы перезваниваемся, рассказываем новости. Хотя уже развелись.

- Выходит, на идеологической почве?

- В общем, да.

Ну тупые!

- А сколько ты зарабатывал?

- В лучшие годы до 9 тысяч долларов в месяц.

- На жизнь хватало?

- Более чем. При этом я не платил подоходный налог.

- Как?

- А вот так. Гражданин США, живущий и работающий в пределах страны и не имеющий иностранного дохода, не облагается подоходным налогом. Однажды я взял и не заполнил налоговую декларацию.

- И тебя не посадили?

- Меня завалили письмами. Думали, как только я увижу налогового служащего, свалюсь в обморок. Но я был подготовлен. Я говорил, что не отказываюсь платить налоги, которыми облагаюсь по закону. И они не смогли ничего доказать.

- Что же Америка от таких, как ты, не подстраховалась?

- Конституция не позволяет. Тогда ее придется переписывать. Зато там куча нелепых законов и предупреждений. Доходит до абсурда. Я купил пакетик макарон. На них крупно написано: «После кипячения макароны могут быть горячими». Это сознательное одебиливание самих себя.

- Значит, прав сатирик Задорнов, говоря, что американцы «ну-у-у тупые»?

- Немножко преувеличивает, но по сути прав. Нашему человеку с его авантюрным характером там скучно. Нет поля для деятельности. Вот мой отец купил квартиру, повесил на двери звонок. А в доме нет ни у кого звонков. Отцу пришло письмо из домоуправления, что он нарушает эстетическую целостность дома.

- И как отец отреагировал?

- Он их послал. Он вообще-то тоже согласен, что в США много идиотизма.

- А они, может, думают, что мы идиоты, - осторожно рассуждаю я.

- Точно, в России идиотизма даже больше, - поддерживает меня Павел, - но наш идиотизм мне роднее, понятнее. Хотя я к Америке не в претензии. Она много мне дала. И я ее уважаю.

«Холодная война» не кончалась

- А Россию?

- За кошмарную жизнь наших бедных стариков мне стыдно. Но я здесь все равно счастлив!

А Виктор вспоминает свои первые месяцы в России:

- Я тогда снял пустую квартиру, где из посуды - лишь одна тарелка с надписью «Общепит». Но было ощущение полной эйфории. От того, что я просыпаюсь в Москве и что я тут теперь живу. Это абсолютное счастье.

- В будущее России вы верите?

- Смотря что понимать под будущим, - рассуждает Павел. - Сейчас в России стабильность из-за высоких цен на нефть. А упадут, будет полный кирдык.

- А я верю в Россию, - вписывается в разговор приехавший в гости еще один Витин друг - компьютерщик Михаил Мосолов. Он успел разочароваться в Австралии и теперь работает в Московском зоопарке.

- Общаетесь с теми, кто и сейчас драпает из России?

- В основном это люди из провинции. Но их осуждать нельзя. Провинция - не Москва, - говорит Миша. - А вот девушек, стремящихся замуж за иностранца, я не понимаю. Пытался им объяснить, что счастья там не будет. Бесполезно.

- А моя подруга, - возражаю я, - завела в США мужа, вернулась с ним в Москву и говорит: я благодарна американским феминисткам за то, что каждое утро получаю кофе в постель.

- Я рад за нее. Но в основном наши выходят за иностранцев, только чтобы свалить. А мужчины там заурядные. Этих девчонок жаль. Муж не бьет. Но непонимание тотальное.

- Мы им вообще интересны?

- Мы для них не существуем. Как и весь мир, даже Европа. Хотя меня однажды спросили, продается ли в России кока-кола, - усмехается Миша.

- Они о нас до сих пор мало что знают, - добавляет Виктор. - Я вообще считаю, что «холодная война» не кончалась, просто вышла на другой уровень.

- Кстати, та моя подруга, у которой американский муж, утверждает, что американцы, побывавшие в России, заражаются и болеют ею всю жизнь.

- А мой американский приятель, приехав в Россию, удивился, что у нас гражданских свобод больше, чем у них, - говорит Виктор. - Кстати, к лету должна выйти в печать моя книга «Социалистические штаты Америки». По-моему, США все больше напоминают СССР в его негативных проявлениях. А Россия теперь совсем другая.

ОНИ ТЕПЕРЬ С НАМИ

Краткий список вернувшихся

Писатель Эдуард ЛИМОНОВ с 70-х жил в США и во Франции. Вернулся в начале 90-х, разочаровавшись в капитализме, что, возможно, и привело его в политику.

Виолончелист Мстислав РОСТРОПОВИЧ и певица Галина ВИШНЕВСКАЯ, хлебнув свободы в США, в начале 90-х поняли, что Россия тоже стала свободной.

Писатель Александр СОЛЖЕНИЦЫН шумно возвратился из США в 90-х. И ностальгически проехал по всей России на поезде.

Философ Александр ЗИНОВЬЕВ отверг прелести западной демократии, живя во Франции и Германии с середины 70-х. Вернулся в начале 90-х.

Актер и режиссер Михаил КОЗАКОВ не нашел радости в Израиле, где смог прожить лишь несколько лет. Вернулся в Москву.

Писатель Василий АКСЕНОВ, очернявший СССР и превозносивший западный образ жизни, приехал из США в 90-х. И делился печальным опытом, как издатель заставлял его продавать книги, раздавая автографы у входа в супермаркет.

Телеведущий Александр ГОРДОН, прожив 7,5 года в Нью-Йорке, уже 10 лет в России повторяет, что нормальный человек жить в Америке не может.

Певица Жанна АГУЗАРОВА тоже не смогла. А встретившие ее земляки после нескольких лет отсутствия в США долго гадали, что же случилось с талантливой девушкой.

Хоккейные звезды Павел БУРЕ и Вячеслав ФЕТИСОВ, заработав миллионы долларов в Канаде и США, в последние годы отдают себя российскому спорту.

Шансонье Михаил ШУФУТИНСКИЙ и Вилли ТОКАРЕВ, сделав карьеру на Брайтоне, теперь поют в России.

У театрального режиссера Юрия ЛЮБИМОВА, джазиста Игоря БУТМАНА, композитора Максима ДУНАЕВСКОГО, режиссера Андрона КОНЧАЛОВСКОГО, актрисы Елены КОРЕНЕВОЙ тоже были причины вернуться домой в конце прошлого века. Нет сомнений, что все они поняли цену Родине.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Родина ждет

Когда я бралась за эту тему, я была в панике. Думала, днем с фонарем придется искать по Москве редких вернувшихся. Я и не предполагала, что их окажется ТАК МНОГО!

Они посыпались со всех сторон. Мне рассказывали о бизнесменах, успешно наладивших здесь свое дело, о банкирах, программистах, музыкантах. Как-то неожиданно попался на глаза бутик, который открыла бывшая американка. Оказалось, одежда ее марки продается по всей Москве. Сразу же вспомнилась и моя студенческая подруга, которая мечтала уехать в США и выйти замуж за сенатора. В Америке она окончила университет, сенатора так и не заполучила, но ее Тимоша (Том из штата Колорадо) сделал ей предложение на Капитолийском холме возле здания сената. А после свадьбы новая русско-американская ячейка общества приехала в Россию растить здесь своих детей. И знаете, они тут счастливы!

Слушая Виктора Фридмана, я пыталась понять, насколько он искренен. Ведь сейчас у него нет своего жилья, жены пока тоже нет, а он уверяет, что ни о чем не жалеет и что у него все будет.

Так почему они возвращаются? - мучил меня вопрос. Неужели Россия превратилась в страну, где вдруг стало возможно осуществить ту самую заветную «американскую мечту»? Да, и сегодня у нас жить непросто. Но однозначно стало сытнее, стабильнее. А весело у нас было всегда.

Может, поэтому большинству возвращенцев в богатом и правильном, но чужом обществе было так невыносимо тоскливо. Может, поэтому сейчас устремились сюда их увезенные дети, получившие образование там, но справедливо рассчитывающие, что здесь они могут заработать больше. И главное - получат больше понимания, признания и... свободы. Да, именно свободы, которой в заформализованной Америке оказалось меньше!

Никто не спорит, многие наши эмигранты вполне устроились и на чужбине. Но когда я вижу кого-то из них на наших телеэкранах, мне их почему-то становится жаль. Гениального клоуна Олега Попова, затерянного в Германии, или потрясающую актрису Елену Соловей, канувшую в безвестность в США. Когда она уверяет в редких интервью, что всем в Америке довольна, почему-то щемит сердце. И хочется, чтобы она вернулась. Потому, что слишком видно, ее глаза об этом кричат: русские люди без Родины - это люди без счастья. Возвращайтесь. Мы вас ждем.

НАБОЛЕВШЕЕ

Телеведущий Александр ГОРДОН: США - хрюкающая страна

- Не поймите меня превратно. Мне нравится Америка: поля, леса, все эти рыбы и многие американцы, которые там живут - не в городах, а в селах. Но образ жизни... Это государство хрюкающее, я до сих пор вспоминаю с ужасом. Чем лучше я жил, тем невыносимее становилась жизнь, потому что я видел до конца прочерченную дорогу, которой надо будет идти, пока в конце не свалишься. Я все-таки люблю непредсказуемость нашей жизни, только это оставляет надежду, что что-то может случиться, и только это дает силы дальше идти. Когда я это понял, мне пришлось срочно линять, чтобы не стать средним хрюкающим американским гражданином.

Шансонье Вилли ТОКАРЕВ: Запад спит, Москва бежит

- В СССР я не мог себя реализовать как хотел. Но, уезжая, верил, что вернусь. В США было непросто. Но я достиг уровня среднего американца: дом, машина, гараж. Мог ездить по миру, завести детей в США, Англии, Франции. Но я хотел, чтобы они жили в России. Десять лет назад я вернулся, женился и завел двоих детей. Я понимаю тех, кто возвращается. Ни один народ не может сравниться с нами. Русские не утратили духовных качеств. Пресыщенный Запад стоит на месте, люди там живут в маленьких котелках. По вечерам почти все мировые столицы засыпают, а Москва, как муравейник. Россия бежит вперед. Наш маховик только раскручивается. Здесь потрясающий темп жизни. Лучше страны вы сейчас не найдете нигде!