Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды4 ноября 2003 8:53

«Аквариум» в «аквариуме»

Концерт в честь 50-летия Бориса Гребенщикова прошел на высоком идейно-художественном уровне
БГ на трудовой вахте в честь своего 50-летия.

БГ на трудовой вахте в честь своего 50-летия.

Фото: Леонид ВАЛЕЕВ

Концерт в Кремле - это, как ни крути, событие изрядное. А уж концерт в Кремле по случаю собственного 50-летия - так и вовсе. Гребенщиков изо всех сил делал вид, что для него это - так, эпизод. И у него почти получилось. Но за пару дней до эпизода он повстречался с министром внутренних дел Грызловым (ничего страшного, просто беседовали), и стало совсем уж логично, что юбилейный концерт такого человека проходит именно на такой площадке. А еще нужно учесть вот какой нюанс: говорят, когда Кремлевский дворец съездов построили, острословы нарекли его «аквариумом» за немудреность архитектуры. И тут БГ со своим «Аквариумом». В общем, все срослось.

Все в сад!

Сам Борис Борисович накануне признался в интервью «КП», что концерт в Кремле он устраивает для тех своих поклонников, которые в клубы на него не ходят. Но вместо ожидаемого блеска бриллиантов и строгости фраков была отмечена вполне типичная для выступлений БГ опрятно, но без шика одетая публика. Правда, в очень большом количестве.

На сцене был сооружен сад с деревьями и мраморными статуями. Две статуи оказались живыми и в разгар одной из песен, танцуя, удалились. Если бы такую красоту устроила группа «Ленинград», можно было бы не сомневаться: к концу концерта деревья были бы вырваны с корнем, а статуи повалены (особенно - живые). Но тут совсем другое дело. Гребенщиков создал такой антураж, в котором и он сам, и публика должны были чувствовать себя умиротворенно и в котором уместно будет спеть про Город золотой. И ведь спел!

В какой-то момент опустился задник, на котором были изображены дверь и пустые рамы на стене - как в не очень обихоженной квартире. «Намекает на квартирник!» - смекнула наиболее знающая часть аудитории.

Гости дорогие

Вышедший на сцену Андрей Макаревич сказал, что одной из форм признания в любви всегда был романс. Заинтригованный БГ присел на пол послушать. Макаревич действительно спел романс - изящный, со множеством намеков типа «славянско-тибетский словарь» - и сорвал шквал аплодисментов. Появление группы «Сплин» было в гостевом блоке самым слабым. Сильно выступил Вячеслав Бутусов. Сел на стул, настроил гитару, раздались первые аккорды «Старика Козлодоева». Публика обрадовалась, а Бутусов вдруг ловко вписал в эту мелодию слова собственного хита «Прогулки по воде». Максим Леонидов очень близко к оригиналу спел «Самый быстрый самолет», а потом еще подыгрывал на гитаре в нескольких песнях. Это породило в публике легкое смятение, подобное тому, которое возникает, когда, допустим, на встрече президента с руководителями СМИ по правую руку от Путина сидит не министр печати, а кто-то из главных редакторов. Впрочем, потом все решили, что это вовсе не означает, будто Леонидов будет назначен гитаристом в «Аквариум».

Кто здесь главный

Было заметно, что Гребенщиков очень тщательно продумал программу концерта. Он угодил и своим ровесникам, считающим ранний «Аквариум» верхом совершенства, и тем бездуховным типам, для которых «Голубой огонек» - главнее всех прочих песен. Аранжировки очень точно соответствовали садово-парковой атмосфере: все песни звучали по-настоящему красиво. Начала закрадываться мысль: «Какими же нужно было быть уродами, чтобы увидеть в этой музыке угрозу советскому строю и бороться с ней!» И тут Гребенщиков сказал: «Видит Бог, я этого не хотел, но придется. Эта песня создана для того, чтобы ее исполнять в Кремле». Однако вместо предполагаемых «Козлов» Борис Борисович исполнил «Коммунисты мальчишку поймали».

А в остальном это был вполне приличный юбилейный концерт - трогательный и вместе с тем масштабный. По телевизору его покажут 27 ноября - аккурат в день рождения БГ.