Когда путейцы начинали строить Мурманскую железную дорогу, никакого Мурманска еще было. На месте города стоял геодезический знак-репер, водруженный в марте 1915 года экспедицией Валериана Ляхницкого. Город на берегу Кольского залива Николаю Второму был нужен ради порта и дороги. В разгар Первой мировой войны Балтика и Черное море перестали быть тихой гаванью. Архангельск зимой замерзал. Кольский же залив благодаря Гольфстриму мог принимать корабли даже при минус тридцати. Первым грузом, который прибыл в залив, стали рельсы из Нью-Йорка. В июне 1915-го американские рельсы начали класть на участке от залива до Кандалакши. Осенью и зимой, на которую пришлась основная часть работ, на улице стояли морозы до минус тридцати. Вдобавок полярная ночь: вместо фонарей, которые гасли от снежных бурь, рабочие пользовались факелами. Им навстречу тянули рельсы со стороны Петрозаводска. Эту часть работ удалось в цвете запечатлеть знаменитому фотографу Сергею Прокудину-Горскому во время путешествия на Соловки. Осенью 1916 года (3 ноября по старому стилю, 16 ноября по новому. - Прим. автора) Мурманскую дорогу полностью открыли. |
|
На дворе стоял апрель 1963 года. Встречать команданте вышло полгорода - сто тысяч из двухсот проживавших тогда в Мурманске. Цифру, которая потрясла команданте, Фидель Кастро даже упомянул в своей приветственной речи. Ее, правда, вырезали: тогда численность населения столицы Заполярья считалась тайной. Рассекретили радиограмму полного выступления команданте только три года назад. К октябрю 2016 года вокзал, где встречали Фиделя Кастро, снаружи почти не изменился. На шпиле, который водружали с помощью вертолета, отреставрирована светящаяся красная звезда (особенно впечатляюще она сияет в темноте полярной ночи). Ремонт внутри еще идет, но уже близок к завершению. Табло меняют на современные, обновляют залы ожидания. |
|