Все, что нужно знать об «Оскаре-2017»
Кинообозреватель «КП» рассказывает об основных соискателях самой престижной кинопремии мира


Все, что нужно знать об «Оскаре-2017»
Кинообозреватель «КП» рассказывает об основных соискателях самой престижной кинопремии мира


Стас ТЫРКИН
Кинообозреватель
В категории «Лучший фильм» представлено девять картин. Они же являются основными кандидатами на премию и в других номинациях.
«Ла-Ла Лэнд»
Режиссер - Дэмиен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Эмма Стоун, Джон Ледженд
31-летний режиссер Дэмиен Шазелл (5 «оскаровских» номинаций, 3 «Оскара» и 50 миллионов долларов кассовых сборов за маленький независимый фильм «Одержимость» - великолепную музыкальную драму, каких не делали, возможно, со времен Боба Фосси) в новой картине продолжает рассказывать о людях искусства, их борьбе за место под солнцем, за право заниматься тем, без чего они не могут жить.

Героем «Одержимости» был одаренный юный барабанщик, мечтавший получить место в лучшем университетском оркестре США. По ходу картины он проходил через ад отношений с тираном-дирижером, играющим на нервах и чувствах музыкантов и в погоне за ускользающей гармонией звука готовым довести их до самоубийства.

Главный герой мюзикла «Ла-Ла Лэнд», молодой джазовый пианист (Райан Гослинг), мечтающий открыть свой джаз-клуб во времена, когда эта музыка не очень хорошо продается, сражается уже со всем окружающим миром, но, главное, с самим собой - за право играть то, что ему нравится, а не то, что пользуется успехом. А начинающая актриса в исполнении Эммы Стоун проходит через ад бесконечных и безрезультатных кастингов, сталкиваясь с каждодневным унижением и разочарованием. Ее написанная в угаре самовыражения монопьеса тоже не особенно вдохновляет публику.

Режиссеру Шазеллу повезло больше его героев (хотя и их он в результате не обидит). Он достигает успеха, не жертвуя ни самовыражением, ни любовью к джазу, ничуть не стесняясь быть «старомодным». Он строит свое кино вокруг «немодной» музыки и вдохновляется старым кино, которое любит явно ничуть не меньше. При этом не строит иллюзий насчет ни своей, ни чужой «жизни в искусстве» - на существование и в музыке, и в кино режиссёр смотрит глубоко драматически.

Музыку в фильме персонифицирует герой Гослинга, за кино отвечает героиня Стоун. Музыка и кино явно любят друг друга, пусть и демонстрируя напряжённые отношения. Они явно хотят быть вместе, хотя и никак не могут ужиться. Фильм венчает их в неразрывный союз - в «Ла-Ла Лэнде» есть пара сцен, и особенно прекрасный финал, рисующий воображаемую жизнь героев, которые могут войти в историю кино, а композитора Джастина Хурвица, написавшего музыку к фильму, Variety сразу после премьеры в Венеции сравнила с Джорджем Гершвином, в чем, на мой вкус, есть некоторая натяжка.
Фильм полон отсылок к классике мюзикла и старого Голливуда от Винсенте Минелли и Джорджа Кьюкора до Николаса Рея. Молодой режиссёр с большим мастерством стилизует свое кино под их фильмы – впрочем, делает это на таком техническом уровне, который сразу снимает все вопросы о «несовременности». Более того, любовь к старому кино и его глубокое знание помогает автору в рассказывании истории, делает сам процесс рассказывания невероятно красивым и элегантным, сообщает ему ту обманчивую легкость, без которой, как известно, невозможно искусство. В эпоху, когда даже в Голливуде уже только избранные в состоянии внятно и интеллигентно, с талантом и энергией изложить историю, Шазелл - настоящая находка. Там это понимают, иначе он не взлетел бы так высоко.

«Ла-ла лэнд» уже успели и превознести, и низвергнуть, но критикам фильма хотелось бы еще раз напомнить о том, что это всего лишь второй в жизни фильм 31-летнего и явно очень способного автора, снятый им по собственному оригинальному сценарию. Но, как по мне, ««Ла-ла лэнд» - ступень на пути к вершинам прирожденного режиссера Дамиена Шазелла, за которым нужно серьезно следить, а отнюдь не сама эта вершина, и 14 номинаций он, возможно и не заслуживает.

Тем не менее, в форму упоительного, хотя и не на все вкусы, мюзикла он мастерски упаковывает очень трезвую и эмоциональную, психологически тонко и точно нюансированную драму о том, что искусство, в сущности, важнее жизни, важнее любви. О том, что выбора на самом деле нет. То, чему ты служишь, придет и возьмёт своё, забыв спросить твое мнение. О том, что воплощения мечты, может быть, стоит вовремя испугаться. О том, что параллельные иногда сходятся, но бесконечности им никто не обещает. Разве что в параллельной же реальности - слишком счастливой для того, чтобы быть правдой даже в пространстве этого достаточно безутешного и пронзительного мюзикла с обманчиво легкомысленным названием.
Фильм также номинирован за лучшую режиссуру (Дэмиен Шазелл), сценарий (Дэмиен Шазелл), главную мужскую роль (Райан Гослинг), главную женскую роль (Эмма Стоун), музыку (Джастин Хурвиц), операторскую работу (Линус Сандгрен), монтаж, работу художника, дизайн костюмов, монтаж звука, сведение звука, и две песни "Audition (The Fools Who Dream)" и "City Of Stars".
«Лев»
Режиссер – Гарт Дэвис
В ролях: Дев Пател, Николь Кидман, Руни Мара
«Оскар» вновь идет проторенным путем: когда-то вознеся до небес «Миллионера из трущоб», он отыскал его вторую серию, возвеличив которую можно вновь доказать свою приверженность мультикультурализму. Основанный на реальной истории «Лев», чье действие тоже разворачивается в индийских трущобах, идеально укладывается в «оскаровские» стандарты. Дебют даровитого австралийца Дэвиса имеет в качестве исполнителя главной роли звезду «Миллионера…» Дева Патела, который, впрочем, по всем статьям проигрывает маленькому актеру Санни Павару – вот уж кто действительно незабываемо играет того же героя в возрасте 5 лет. Героя зовут Сару Брайрли и его душераздирающая история, изложенная им в мемуарах под названием «Долгая дорога домой», состоит в следующем. Будучи совсем мелким, Сару не дождался своего брата Гудду и залез поспать в поезд, который и отвез его в чужую Калькутту за тысячи километров от родных мест, где он помогал матери работать в каменоломнях. Первый час фильма, сталкивающий 5-летнего ребенка, оставшегося в полном одиночестве, с огромным чужим миром, где даже говорят на другом языке, - лучшее, что есть в этом благородном произведении, описывающем детские злоключения с каким-то диккенсовским сочувствием, умудряясь при этом следовать жестким современным ритмам. Второй час, повествующий об усыновлении Сару доброй австралийкой с лишенным макияжа лицом Николь Кидман (она знакомит мини-индийца с холодильником и телевизором) и его последующей взрослой жизни, уже далеко не так держит внимание. Особенно в той части, где он монотонно ищет свою индийскую семью при помощи Google Earth. Завершается этот неровный, но обаятельный и западающий в сердце фильм титром о том, что каждый год в Индии теряется 80 тысяч детей – к этому моменту зареванные зрители уже готовы помогать в поисках. Впрочем, через минуту-другую это желание неизбежно проходит.
Николь Кидман:
Я готова на все, чтобы вернуть голос тем, кто его лишен
Трижды номинированная на «Оскара» актриса впервые получила номинацию за второплановую роль:

- Хорошая реакция на роль меня всегда удивляет. Все мою жизнь! Ведь вся моя карьера - это американские горки.

- Кто бы мог подумать.

- Все потому, что я очень эксцентрично подхожу к выбору ролей. Что-то имеет больший успех, что-то меньший, какие-то роли вызывают споры... Ко всему этому я привыкла. Я не снялась еще ни в одном фильме, который не вызывал бы полемики, споров. Причиной может быть имя режиссера — скажем, Ларса фон Триера. Или жанр - например, мюзикла, ведь до выхода «Мулен Ружа» многие забыли, что такой жар есть. Или просто из-за безобразий, которые я творю, например, в таком фильме, как «Газетчик». По-моему, у меня нет ни одного фильма, который бы все воспринимали с восторгом - всегда есть к чему прицепиться... Но именно это мне и интересно. Я никогда не знаю, является ли та или иная роль правильным ходом в моей карьере. Наверное, ей вредит то, что я совсем не думаю о своей работе в таких терминах. Я ничего заранее не обдумываю. Такой уж я человек! Я была замужем дважды и за обоих своих мужей выходила всего через 3 или 4 месяца после знакомства. Так же и роли себе выбираю - недолго думая. Иногда я поступаю правильно, иногда нет, но по крайней мере я знаю свой характер — он очень спонтанный!
- Вам важно как вы выглядите на экране?

- Я никогда не прошу режиссера показать, что мы сняли, никогда не заглядываю в монитор, не смотрю материал в конце рабочего дня. Я просто считаю, что режиссеру нужно отдавать всю себя, полностью доверять ему. Может быть, это наивно и глупо, но по-другому я не могу. Я не хочу отделять себя от персонажа, который играю. Мне кажется, что я не смогу по-настоящему выполнять свою работу актрисы, если буду контролировать как выгляжу, как хожу... Как получилась - так получилась! Когда я играю, я готова отправляться в места, которые очень отличаются от тех, что мне привычны, знакомы. Я существую как будто на другой территории. Даже не знаю, как это объяснить... Когда я играю, я не чувствую страха — только желание рассказать правду!

- Впервые за долгие годы во «Льве» вы сыграли не принцессу, а совсем простую женщину.

- А я живу теми же человеческими эмоциями, что и все. У меня те же страхи, что и у всех. Да, я занимаю привилегированное место человека с возможностями — в том числе и финансовыми. Я отдаю себе отчет в том, что многое достается мне намного легче, чем другим. Но знаю я и то, что со всеми этими возможностями приходит и ответственность. Полученное необходимо отдавать — благотворительностью, работой во благо людей. Она в моем случае заключается в работе на благо женщин, выступлениях против насилия, кампаниях за женские права. Я готова к любым публичным формам, чтобы помочь нуждающимся, чтобы вернуть голос тем, кого не слышат, кто его лишен.
Фильм также номинирован за лучшую мужскую роль второго плана (Дев Пател), лучшую женскую роль второго плана (Николь Кидман), лучший адаптированный сценарий (Люк Дэвис)), музыку (Дастин О'Халлоран и Хаушка), операторскую работу (Грэг Фрейзер)
«Лунный свет»
Режиссер – Барри Дженкинс
В ролях: Махершала Али, Наоми Харрис
«Лунный свет» молодого чернокожего режиссера Барри Дженкинса относится к категории фильмов, описываемых словами «исследование характера» - в данном случае молодого чернокожего мужчины. Американская пресса утверждает, что черные парни взрослеют как-то не так, как белые – те, во всяком случае, точно не могут похвастаться свойством, подарившим поэтическое название пьесе, по которой снят фильм - «В лунном свете черные парни кажутся голубыми». Это явно очень личное высказывание о тяготах взросления черного парня из бедного наркоманского района Майами, ко всем проблемам которого (сидящая на крэке мать, притеснения в школе) добавлена сексуальная амбивалентность. «Кто я?» - задается вопросом герой, показанный в трех возрастах – детском, подростковом и взрослом, когда из худенького, забитого, немногословного ребенка он уже превратился в огромного накаченного амбала, работающего драг-дилером (профессия, которую он унаследовал от своего суррогатного отца-покровителя, кубинского торговца крэком в исполнении Махершалы Али, по неизвестной причине удостоенного номинации). Финал, в котором герой кладет голову на плечо своему неожиданно объявившемуся однокласснику (тот, ныне повар в забегаловке, когда-то его избил и предал, что не помешало герою через всю жизнь пронести к нему почти платоническую любовь), трогателен без всякой сентиментальности.
Уверен, что именно «Лунный свет» получит главного «Оскара» - и потому, что против лома (а фильм про чернокожего гея – это, конечно, лом и есть) нет приема, и потому, что сделана вещь, надо признать, все-таки не так лобово, как могла бы быть сделана, и академики неизбежно перепутают эту ловкость с большим искусством. Вдобавок суровые черные мужчины действительно крайне редко представали на экране в столь интимном освещении, демонстрировали такую душевную хрупкость. В этом тоже секрет успеха этой скромной по всем параметрам, но искренней картины - вполне универсальной в ее тихом пафосе поиска собственной идентичности.
Фильм также номинирован за режиссуру (Барри Дженкинс), лучшую мужскую роль второго плана (Махершала Али), лучшую женскую роль второго плана (Наоми Харрис), лучший адаптированный сценарий (Барри Дженкинс, Тарелл Алвин МакКрейни), музыку (Николас Брителл), операторскую работу (Джеймс Лакстон), монтаж.
«Любой ценой»
Режиссер - Дэвид Маккензи
В ролях: Бен Фостер, Крис Пайн, Джефф Бриджес
Людям свойственно желать быть теми, кем они не являются. Кинорежиссеры тоже не исключение. Англичанин Дэвид Маккензи (автор очень лихих британских картин «Молодой Адам» и «От звонка до звонка») поставил в Америке фильм «Любой ценой» - в «чисто американском» жанре вестерна и с сильными отсылками к классике американского же кино.

Герои этого вестерна живут в современности со многими ее опознавательными чертами, включая экономическую депрессию. Два брата - уголовник (Бен Фостер) и обычный лузер (Крис Пайн) - пускаются в безбашенную серию ограблений банков с целью выплатить (им же!) 50 тысяч у.е. за свое ранчо, которое в противном случае отберут у них через неделю. Пикантная деталь: на территории ранчо нашли нефть и отдать его сейчас капиталистам, которые и разорили несчастных братьев, было бы в высшей степени несправедливо. Как Бонни и Клайду и другим великим гангстерам из кино 1970-х, братьям волей-неволей приходится натягивать балаклавы и, чуть ли не обливаясь слезами, идти грабить оплот капиталистического обогащения. Так сказать, грабить награбленное. В какой-то момент ситуация, разумеется, не может не выйти из-под контроля, ибо насилие - опасная штука.
Работая в Голливуде, вполне себе отвязный британский режиссер вынужден моралистически расставлять правильные акценты: другого выхода, кроме трагического, у братьев, увы, нет. Честным труженикам, как ранее старикам, здесь не место. И, разумеется, как и в процитированном вестерне американских братьев Коэнов, по следам нападающих скачет на своем джипе старый, предпенсионный, все понимающий шериф (Джефф Бриджес). Он хоть и убьёт, но обязательно пожалеет.
Фильм также номинирован за лучшую мужскую роль второго плана (Джефф Бриджес), лучший сценарий (Тэйлор Шеридан), монтаж
«Манчестер у моря»
Режиссер – Кеннет Лонерган
В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Лукас Хеджес
«Манчестер у моря» - почти моно-фильм изумительного, одного из лучших, не чета брату, актера Кейси Аффлека. Он играет сантехника, интеллигентную «рабочую косточку», тонко чувствующий «синий воротничок». Мы наблюдаем его попавшим в тяжелейшую жизненную ситуацию неожиданной и безвременной потери старшего брата и необходимости налаживать контакт с оставшимся без родителей 16-летним племянником. Тот внешне не очень переживает о смерти отца, поскольку куда больше его волнует вопрос потери девственности (хотя одна из лучших сцен фильма – та, в которой на него вываливается из морозильника замороженная курица, и парень начинает рыдать о лежащем в холодильнике морга отце).

Герой же Аффлека совсем не мечтает стать его опекуном. Переживаемая им сейчас трагедия возгоняет в квадрат другую - воспоминания о ней стоят перед глазами героя, вынужденного вернуться в приморский городок, давший название фильму. Из этих воспоминаний мы узнаем о том, что когда-то именно здесь герой потерял в огне двух маленьких дочек, после чего вся его скромная, но счастливая семейная жизнь обратилась в прах и он превратился в угрюмого бирюка, чья коммуникация с внешним миром сводится, главным образом, к дракам с потными мужиками в окрестных барах.
Кеннет Лонерган – известный сценарист («Банды Нью-Йорка», «Анализируй это!») и превозносимый до небес американской критикой режиссер авторского, независимого кино. Но понимание «авторского кино» там иногда какое-то до боли наивное. Американских рецензентов, например, не «жмет» сцена, в которой сантехнику во сне являются его мертвые дочери. Или на полном серьезе озвученный «Адажио Альбинони» ряд эпизодов, рисующих несчастья, свалившиеся на его голову. Сочинение это настолько навязло в зубах, что можно только диву даваться, как этот ход мог прийти в голову серьезному кинематографисту. Слово «серьезный» - видимо, ключевое. Лонерган настолько ощущает себя серьезным художником, что не слышит ложной патетики, не чувствует ее дисгармонии с особой тонкостью, свойственной и его драматургии, и игре справедливо номинированных на «Оскара» отличных актеров.
Фильм также номинирован за режиссуру (Кеннет Лоннерган), лучшую мужскую роль (Кейси Аффлек), лучшую мужскую роль второго плана (Лукас Хеджес), лучшую женскую роль второго плана (Мишель Уильямс), лучший сценарий (Кеннет Лоннерган)
«Ограды»
Режиссер - Дензел Вашингтон
В ролях: Дензел Вашингтон, Виола Дэвис
Хороший артист Дензел Вашингтон в качестве режиссера снял на пленку плохой спектакль, в котором, отчаянно хлопоча лицом, изобразил мусорщика со сломанной судьбой - каждодневная борьба за копейку лишила его в лихие 1950-е почти всего человеческого. «Ограды» - невыносимо болтливая экранизация пьесы Огаста Уилсона 1983 года, которую, конечно, никто не стал бы смотреть, если бы не могущество Вашингтона, дважды лауреата «Оскара» за его актерские достижения. Режиссерские же заслуги Вашингтона оценить сложно. Пока они состоят в том, что он, недолго думая, перенес многостраничные трескучие диалоги со сцены (они и там царапали бы современное ухо) на экран, не позаботившись даже о том, чтобы придать действу хоть какое-то кинематографическое качество: основное действие происходит на крыльце утлого домика, где проживает с женой и сыном его герой. Понаставленные везде ограды расовой дискриминации не позволили ему когда-то стать игроком в американский футбол, но вместо того, чтобы пытаться их разрушить, персонаж Вашингтона, наоборот, продолжает всюду возводить вокруг себя упомянутые ограды – и символически (вымещая злость на своем сыне), и физически (полфильма он собирается строить забор вокруг дома). Честный трудяга, он отдает всего себя неблагодарному мусорному труду и неблагодарной же, с его точки зрения, семье, в упор не видя того, что время меняется даже в Америке, даже для чёрных.

Во втором акте редкого зрителя фильма-спектакля ожидает сюрприз: окажется, что этот оплот морали и нравственности прижил на стороне ребёнка, в чем вынужден сознаться своей несчастной, забитой жене, еще большей страдалице. Эта сцена - как и последующие, в которых эта почти некрасовская женщина, не видавшая от мужа и жизни никакой радости, заберет ребенка себе, - дает актрисе Виоле Дэвис возможность отыграть свою «оскаровскую» номинацию. В третьем же акте окончательно выяснится, что персонаж Вашингтона - крайне малоприятный тип. В том, что он стал козлом, который всегда выставляет счёт за свои жертвы, работу и самоотречение, виновата, по всей видимости, расовая сегрегация.

Есть ощущение, что залетевший к нам как будто бы из 1950-х годов кинофильм «Ограды» получил четыре номинации, в том числе за лучший фильм года, только потому, что «Оскар» в прошлом году был назван активистами #слишкомбелым. Испугавшись, он быстро изменил цвет.
Еще интересно, что умерший в 2005 году Огаст Уилсон номинирован за написание лучшего адаптированного сценария по своей пьесе - вероятнее всего, его просто не было, но номинации, как видим, это не помешало.
Дензел Вашингтон:
Мы - простые ремесленники

- Мой фильм основан на пьесе Огаста Уилсона, которая выиграла Пулицеровскую премию и премию "Тони", она вообще рекордсмен по номинациям – больше ни у кого не было в истории Бродвея. Уилсон – один из пяти лучших, по моему мнению, американских драматургов наравне с Теннеси Уильямсом, Юджином О'Нилом, Эдвардом Олби, Артуром Миллером и такой же плодовитый, как они. Для меня была большая честь ставить этот фильм по пьесе такого автора и с такими великолепными актерами, как Виола Дэвис.

- Вам комфортно находиться и в кадре, и за камерой?

- Когда я ставил свой первый фильм, "Антуан Фишер", я очень не хотел сам в нем сниматься, но Уоррен Битти посоветовал мне обязательно это сделать. "Почему?" – "Потому что это способ работы в кино, который ты хорошо знаешь. Отсюда можно идти дальше". Теперь, когда я снимаю фильм, я играю все роли - так я работаю с актерами, это близкий мне способ. Хотя к третьему фильму я, надеюсь, чему-то уже научился и как режиссер. Как и Майкл Кейн, я не строю из себя большого художника, считаю, что мы, актеры, - простые ремесленники.

- Вы всегда строго судите своих героев.

- Да, мой отец был священником и на всякую свою роль я пытаюсь смотреть под религиозным углом. Даже когда играю такое исчадие ада как в "Тренировочном дне". В детстве меня до 15 лет заставляли ходить в церковь, где служил мой отец, и я ее, конечно, терпеть не мог. Как любую другую обязанность. Конечно, в то время меня интересовали другие вещи. А когда пришла зрелость, я сам вернулся к Богу. И ничего для этого специально не делал. Вернулся и все тут.

- Вы такой же примерный семьянин как и герой «Оград». Даже лучше.

- Мой сын Малкольм закончил Американский киноинститут, будет режиссером. Мой старший сын Джон Дэвид – актер, моя старшая дочь Оливия - прекрасная актриса, моя другая дочь, Катя, - один из продюсеров "Преград". Никого не забыл? Получается, я вырастил двух актеров, продюсера и режиссера.
Фильм также номинирован за исполнение главной мужской роли (Дензел Вашингтон), исполнение главной женской роли (Виола Дэвис), адаптированный сценарий (Огаст Уилсон).
«По соображениям совести»
Режиссер - Мел Гибсон
В ролях: Эндрю Гарфилд, Тереза Палмер, Винс Вон
Первая за 10 лет режиссёрская работа Гибсона - военная драма, основанная на реальных событиях из жизни героя Второй мировой войны по имени Десмонд Досс. Картина не только несёт в себе все черты брутального почерка автора "Страстей Христовых" и "Апокалипто", но и демонстрирует его мятущуюся душу. Актёр и режиссёр, прославившийся не только своими ролями и фильмами, но и необузданным темпераментом и склонностью к насилию, Гибсон выбрал себе в герои человека, от насилия как раз отказавшегося. Причём не в мирной жизни, а во время войны, на передних рубежах фронта!

Мальчишка из кукурузного штата Вирджиния, Десмонд не смог остаться в стороне после нападения японцев на Перл-Харбор, против воли отца пошел в солдаты, но при этом отказался брать в руки оружие. Пройдя все унижения военного лагеря, он прибыл на театр военных действий на японском острове Окинава (название форта, который должна взять его часть, вынесено в заглавие - Hacksaw Ridge, Зазубренный хребет) вооружённый исключительно силой духа и верой в Бога. Под беспрерывным огнём японцев он умудрился спасти 75 солдат – не только своих, но и неприятельских. И почти невредимым вернуться домой.

Если бы Гибсон не удостоверял этот сюжет финальным документальным интервью с реальным состарившимся Доссом, можно было бы подумать, что все это игра воображения свихнувшегося на религии экс-«безумного Макса». Но нет, Досс слово в слово повторяет звучащую в фильме и, конечно, кажущуюся нелепой выдумкой сценаристов свою просьбу к Богу позволить ему спасти ещё одного раненного. Только за то, что Гибсон нашел такую историю и пропел славу этому потрясающему человеку, нужно отпустить ему если не человеческие, то все кинематографические грехи.

Десмонд Досс – не только настоящий супергерой, но и человек, как бы это сказать, опередивший своё время. Легко представить себе Эндрю Гарфилда (это вам не «Человек-паук», у Гибсона ему действительно есть что играть, да и попробовал бы он сделать это плохо) в роли современного хипстера, отказывающегося есть мясо и брать в руки винтовку. При этом сам Гибсон от мясного совсем не отказывается: если первая половина картины как будто снята Иваном Пырьевым в 1952 году (тем не менее - и в этом высокий голливудский профессионализм - все заброшенные им в этой части крючки превосходно срабатывают дальше), то вся вторая – это непрекращающийся высокотехнологичный аттракцион упоенной демонстрации насилия и смерти. Как в «Страстях Христовых» было не очень ясно сочувствует Гибсон своему Иисусу в его страшных мучениях или откровенно упивается ими, так и тут – режиссер не без сладострастия оркеструет целую симфонию мяса: обрубки тел, оторванные головы и конечности, вывалившиеся в разных конфигурациях кишки и т.д. даны в богатейшем ассортименте. Как будто бы всего этого недостаточно, режиссер со смаком продемонстрирует еще и харакири противников. Видно, что убить главного героя ему тоже очень хочется, но поскольку это было бы против правды, Гибсон не может отказать себе в удовольствии вставить в фильм сон, в котором японцы закалывают-таки Досса штыками.
Но и эти наивные ходы великолепно работают на пафос картины – ведь никакие самые продвинутые и разнузданные спецэффекты не могут передать того ужаса, через который прошел этот уникальный человек, отказавшийся от насилия в самом его эпицентре.
Мел Гибсон:
Я создан для того, чтобы рассказывать истории

- Когда вы задумываете фильм, что приходит первым: идея, слова или образ?

- Первыми в моей голове рождаются образы. Причем очень интенсивные. Они, собственно, и служат идеей будущего фильма. Интуитивно я знаю, что почувствует своим нутром мой будущий зритель, и часто это делает ненужным диалог. Когда не нужны слова — лучше этого в кино ничего нет!

- Вы редко снимаете. Фильмы вырастают в вас медленно?

- Да, я тщательно выбираю проекты. Думаю, если уж отправляться в эту дорогу, надо быть полностью уверенным в том, что не пожалеешь об этом потом. Приступая к проекту, я с самого начала хорошо знаю, чего хочу. Сценарии своих фильмов я написал вместе с соавторами по своим оригинальным идеям, которые не давали мне покоя в течение долгих лет.

- Сейчас вы считаете себя в большей степени режиссером, а не актером.

- Да, потому что я уже наигрался в актеры за свою жизнь! Я снимаюсь в кино с 19 лет. Сейчас я считаю, что в большей степени создан для того, чтобы самому рассказывать истории. Но для этого необходимо поддерживать в себе детский энтузиазм. Как у моей младшей дочери. Когда я рассказываю ей историю, у нее загораются глаза. Это прекрасно! Как и то, что можно как свой пережить в кино чужой опыт, и получить от этого ни с чем не сравнимое удовольствие.
Фильм также номинирован за лучшую режиссуру (Мэл Гибсон), исполнение главной мужской роли (Эндрю Гарфилд), монтаж, монтаж звука, сведение звука.
«Прибытие»
Режиссер - Дени Вильнев
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер
«Прибытие» одного из самых модных сейчас режиссеров Дени Вильнева (канадец работает сейчас над долгожданным сиквелом «Бегущего по лезвию бритвы») по жанру вроде бы голимый «сай-фай», но он оборачивается мелодрамой, хотя и очень ловко и нетривиально закрученной. Картина, в которой фатально отсутствует всякий юмор, позиционирует себя как образец высоколобой философской фантастики с оглядкой на классику жанра – от «Соляриса» Тарковского до «Контакта» Земекиса. Сюжет заимствован из рассказа Теда Чанга «История твоей жизни» и рассказывает об ученой-лингвистке (Эми Адамс), призванной вступить в контакт с инопланетянами в связи с их массированным (сразу в десятке мест, в том числе на Черном море и в Сибири) «прибытием» на нашу планету. Цель его не ясна, и именно ее и должна по заданию Пентагона (в лице Фореста Уитакера) выяснить героиня. Похожие на гигантских осьминогов и явно опередившие землян в абстрактном мышлении пришельцы общаются весьма стильным образом - выбрасывая чернильные круги разной конфигурации. Язык определяет мышление и, расшифровывая послания прибывших осьминогов, ученая погружается в странное состояние рассудка, позволяющее ей прозревать будущее, в котором вроде как не ожидается войны миров, но никуда не денутся серьезные личные драмы. Как, например, смерть от рака ее дочери-подростка. Или все это навязчивые воспоминания, вспышки которых не в состоянии вытеснить даже такие экстраординарные события, как появление инопланетян?

Интересно, что исполнительница главной роли Адамс, всячески достойная «Оскара» за работу в этой картине (и в еще одной - "Под покровом ночи" Тома Форда), ненадолго появилась на официальном сайте премии в числе номинанток как лучшая актриса, но потом ее имя куда-то бесследно исчезло, а на ее месте возникла чернокожая Рут Негга, плохо сыгравшая в плохом фильме Джеффа Николса "Ловинг", в основе которого не какая-нибудь фантастика, а реальная история насильственного разлучения белого мужа и черной жены в дремучие 1950-е годы.
Эми Адамс:
Вменяемость дороже всяких ролей

Она одна из самых востребованных (и высокооплачиваемых) сегодня голливудских актрис. Пять номинаций на «Оскара» и роли в фильмах лучших режиссеров – от Спилберга до Пола Томаса Андерсона и Тома Форда. У нее привлекательная внешность, которую легко изменить в угоду новой роли. И такая же легкость при смене амплуа – все это придает ей загадочность и неуловимость.

- В ваших новых фильмах - и в «Прибытии», и в «Под покровом ночи» Тома Форда - у вас довольно меланхоличные роли.

- Когда я читала сценарии этих картин, я не заметила в них ничего общего. Но стоило мне их посмотреть, как я поняла, что обе они имеют отношение к проблеме выбора – мои героини хотели бы сделать в свое время другой выбор, желали бы перемен… Фильмы очень разные, и героини разные, но я тоже почувствовала в них какую-то грусть.

- Ваш партнер по «Прибытию» Джереми Реннер говорит, что вы познакомились в караоке-баре.

- Это правда. Он пел какой то хэви-метал, и очень кричал. Но я была пьяная, и ничего не помню. К тому же это было давно. Я только переехала в Лос-Анджелес. И я, и Джереми в то время изо всех сил пытались стать актерами…

- Каково было ваше первое впечатление, когда вы прочитали сценарий «Прибытия»?

- Я должна была вернуться к началу и перечитать его заново - чтобы понять и разобраться. Но я сразу в него влюбилась. Меня тронула женская, материнская тема, тема выбора. Режиссер Дени Вильнев хотел, чтобы история была рассказана с привлечением эмоций героев, чтобы в картине чувствовалась интимность, чтобы в ней не было тонны спецэффектов и голливудского лоска. Он хотел, чтобы все было как в реальности, как будто бы зрители присутствуют при высадке инопланетян вместе с нами.

- Как вы готовились к роли спасительницы мира?

- Все, что нужно - это понять, что происходит с моей героиней. В этом и смысл подготовки. Я села разбирать персонаж со своей помощницей, с которой работаю многие годы – еще с фильма «Поймай меня, если сможешь». Нам нужно было расколоть этот орешек – думаю, я работала над этой ролью дольше, чем над всеми остальными своими ролями. Слишком уж она оказалась запутанной, сложной. Как сыграть ее реалистично в ситуации, которая до самого финала не понятна зрителю. Но это и было интересно. Многие говорят, что этот фильм рассказывает об инопланетянах, но на самом деле он про нас, человеческих существ. И мне нравится, что в центре его именно человек. Моя героиня - из тех, кого вы можете встретить на улице. Она не гламурна. Она несет на своих плечах груз человечности. И в этом для меня заключен главный смысл.
- Правда, что вы тоже увлекаетесь языками, как и ваша героиня-лингвист?

- Меня интересуют слова, но в языках я не очень сильна. К сожалению. Пробовала учить их несколько раз. Но хуже всего было, когда мне понадобилось в «Прибытии» заговорить по-китайски. Это было очень унизительно. Я долго учила эти четыре предложения, только чтобы понять, что китайский - не тот язык, в котором даже несколько слов можно выучить за две недели. Чтобы говорить на этом прекрасном языке, нужно понимать смысл, намерение и тональность…

- Вы думали о своей дочери, когда играли в «Прибытии» трагическую роль матери?

- Нет, я не могла себе этого позволить. Моя помощница, с которой мы работаем над сочинением жизни всех моих героинь, помогает мне защищать себя – иначе эта работа принесла бы вред моей семье. Я знаю многих актеров, которые по-другому смотрят на такие вещи, но лично для меня моя вменяемость дороже всяких ролей. Сочувствие объединяет нас всех, и я отношусь к ним к своим героиням прежде всего с сочувствием. Даже до того момента, как соглашаюсь их играть.

- Инопланетяне в фильме - это просто метафора глобальных потрясений. А что изменило вашу жизнь так же существенно?

- Это прозвучит очень банально, но это правда: моя дочь. Я родила ее во время съемок, и довольно круто, что я это сделала. С этим, скажу я вам, не сравнится никакая тренировка. Ничто этого не превзойдет.

Сейчас ей шесть лет, и с ней я каждый день должна заново думать о своей жизни, иногда делать шаги назад, чтобы понять ее точку зрения, пытаться эффективно общаться с ней и постоянно оценивать свои намерения и решения. Это то, что не дает мне застаиваться, развивает чувство сопереживания.

- Вы мечтали о карьере балерины…

- … но получила травму во время танца. Потом я была счастлива, когда мне доставалась любая роль, даже всего с парой реплик. Я знала, как их донести, мне было что сказать, я придумывала целую историю для каждого своего персонажа. Я всегда хотела быть актрисой, но была слишком незащищена, не могла найти своего голоса. Почти буквально: пыталась говорить, а голос не звучал. Я не чувствовала в себе силы, а актриса должна быть сильной и уверенной в себе. Потребовалось время, чтобы понять, что и ранимость может быть преимуществом, когда ты выставляешь себя напоказ как актриса.

- «Прибытие» посвящено в том числе и тому знанию, которое позволяет предсказывать наше будущее.

- Оно не дает мне спать по ночам, все время что-нибудь гуглю. Считаю, что если что-то можно предотвратить, то тогда, конечно, это нужно знать. А вот если вопрос стоит так: хотели бы мы знать, где и когда умрем? – на это у меня нет прямого ответа. Я бы например не хотела. Я бы хотела бы жить, как буддисты – одним настоящим моментом. Я очень хочу этого. Но современный мир создан так, чтобы оторвать нас от сегодняшнего момента. Все эти технологии приводят к полному отсутствию личного общения. Мы неустанно обмениваемся информацией, и это только отдаляет нас от цели жить в настоящем, здесь и сейчас.

- Согласно списку Форбса вы одна из самых высокооплачиваемых актрис современности.

- Я бы не так уж доверяла этому списку. Честно. Мой папа, правда, ему доверяет. Я не знаю, откуда они берут эти цифры! Наверное, кто-то ворует у меня мои деньги! Я и раньше была счастлива, даже когда совсем не была уверена в том, что у меня хватит денег на аренду квартиры. Да, я очень переживала насчет денег. Сейчас тоже переживаю, но уже по другим поводам. Я очень счастлива в жизни, прекрасно осознаю, что мне очень повезло, но я не такая дура, чтобы думать, что успех избавляет от человеческой боли…

- Вы уже пять раз номинировались на «Оскара»…

- … и знаю, почему он достается не мне! Потому что есть другие отличные актрисы, которые заслуживают «Оскара» больше чем я! Я не очень беспокоюсь на эту тему. Я делаю свою работу, занимаюсь своей дочерью и не бегу за тем, что мне не принадлежит. Когда я была подростком, то больше всего хотела быть длинноногой красивой солисткой балета. Я преследовала эту цель и что? Ноги у меня так и не отросли. Так и тут. Если что-то, увы, не твое, то нет и смысла это преследовать. Я благодарна за то, что у меня уже есть! Сколько прекрасных актрис, так и не получили своего «Оскара» – Аннет Бенинг, Мишель Пфайфер, Глен Клоуз… Они работают гораздо дольше меня, так что я совсем не чувствую себя просроченным товаром. Я думаю, что в кино я делала правильный выбор, но мне нужно двигаться вперед, а не повторять то, что я уже делала. Сейчас я хочу увидеть бОльшую картину, поставить перед собой бОльшую цель. Кажется, это и называется кризисом среднего возраста…
Фильм также номинирован за лучшую режиссуру (Дени Вильнев), операторскую работу (Брэдфорд Янг), адаптированный сценарий (Эрик Хайссерер), монтаж, работу художника, монтаж звука, сведение звука.
«Скрытые фигуры»
Режиссер - Теодор Мелфи
В ролях: Октавия Спенсер, Кевин Костнер, Кирстен Данст
«Скрытые фигуры», а по-русски говоря «неизвестные герои» - это три симпатичные афро-американки, чей вклад в развитие американской космической отрасли был поистине неоценим, но мы даже не догадывались об этом до фильма Теодора Мелфи, вполне себе увлекательного и познавательного произведения в стиле «социалистический реализм».

1960-е. Американцы боятся мировой войны с русскими и проигрывают им в космической гонке. Спасают Америку не бэтмэн и не супермэн, а три притесняемые чёрные женщины: одна из них прирождённый инженер, другая прирождённый руководитель, третья - прирождённый математический гений. Всех их держит, извините за каламбур, в чёрном теле порочная система расовой сегрегации и дискриминации, пустившая свои корни даже в таком продвинутом учреждении, как НАСА. Поэтому девушки вынуждены пить кофе из специальных, предназначенных для «цветных», кофейников и бегать за несколько километров в отведенный для чёрных туалет.

Белые сотрудники НАСА представлены в фильме более-менее однородной массой, на фоне которой блистают талантливые чернокожие женщины. Без них не возможен ни взлёт, ни посадка, без них Америка никогда бы не запустила ракету и не составила бы конкуренцию плохим русским. Они первые осваивают электронно-вычислительных машину, которая им по факту даже без надобности, ибо они превосходят её в своих вычислениях.
Можно порадоваться взлету до сих пор малоизвестного режиссера Теодора Мелфи, снявшего симпатичный и нужный фильм, но собственно кинематографические достоинства его не велики. Впрочем, они, как таковые, уже очень мало заботят Американскую киноакадемию.
Фильм также номинирован за лучшую женскую роль второго плана (Октавия Спенсер), адаптированный сценарий (Аллисон Шредер, Теодор Мелфи).

Автор: Стас ТЫРКИН
Фото: официальный сайт церемонии «Оскар»
Верстка: Наиль ВАЛИУЛИН
Made on
Tilda