Этим летом отечественный автогигант отмечает свое 50-летие. А мы предлагаем вспомнить основные вехи истории автозавода и его знаменитых машин
20 июля 1966 года — принятие постановления Совета министров СССР
Решение о строительстве нового большого автозавода в городе Тольятти было принято после анализа 54 различных строительных площадок. Подготовку технического проекта поручили итальянскому концерну Fiat. Его глава 15 августа 1966 года в Москве подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР. По условиям договора оснащать предприятие и готовить специалистов должна была итальянская сторона. Оборудование поставляли в том числе и из Италии, Англии, Франции, ФРГ, даже из США. Но возводили предприятие наши рабочие и инженеры. Строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. При расчетном сроке строительства в шесть лет завод был пущен в эксплуатацию на три года раньше.
Весна 1970 года — выпуск опытной партии машин
19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Ежегодно в апреле журналисты пишут об очередной годовщине начала производства «ноль-первой», но это дата старта производства предсерийной опытной партии машин. Перед запуском и любой современной модели сначала делаются автомобили для нужд испытаний, доводки, отладки производственных процессов. И лишь потом, когда все заработает как часы, стартует производство машин, которые идут в продажу.
Осень 1970 года — начало полноценного производства ВАЗ-2101
Сборка предназначенных для граждан автомобилей началась в сентябре, 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый состав с автомобилями «Жигули». В основе «ноль-первой» лежал Fiat-124, который выпускался с 1966 по 1974 год. Но в его конструкцию было внесено несколько сотен доработок, которые касались не только адаптации к условиям нашей страны, но и повышения надежности машины. «Копейка» просуществовала на конвейере до 1988 года, такие машины по сей день нередко встречаются на дорогах.
1976 год — начало выпуска ВАЗ-2106
Четыре фары спереди, большие фонари сзади, хромированные молдинги, панель с отделкой под дерево - все это заставляло просто влюбляться в свою машину. ВАЗ-2106 рассматривался как совершенно новая модель, более комфортная и престижная. И моторная линейка у «шестерки» была уже совсем другая. По прейскуранту 1986 года цена ВАЗ-2106 составляла 9100 руб., даже дороже «Нивы». И все же «шестая» модель стала по-настоящему массовой машиной, она выпускалась вплоть до конца 2005 года, в последние годы уже на ИжАвто. А всего почти за 30 лет было выпущено более 4 млн таких машин.
1977 год — первый внедорожник
Полный привод для России — это то, что доктор прописал. Зимой — снег, летом — грязь, а на рыбалку или охоту страсть как хочется. Поэтому в эпоху, когда никаких кроссоверов не было и в проектах, нужен был компактный и проходимый полноприводный автомобиль, при этом комфортный и красивый. ВАЗ-2121 и стал таким внедорожником, единственным в своем роде в стране. У машины несущий кузов, постоянный полный привод, ее оснастили двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом. И проходимость получилась такой, что все просто ахнули. Поэтому в отдельные годы до 80% этих автомобилей отправляли на экспорт, были даже праворульные версии для Японии. И это по-прежнему самая экспортируемая модель АВТОВАЗа. ВАЗ-2121 — спортсмен и рекордсмен. Осенью 1999 года в ходе автоэкспедиции «Тибет-99» удлиненная «Нива» добралась до отметки 5726 метров. В 1999 и 2000 годах снегоболотоход «Лада-Нива-Марш» дважды покорил Северный полюс. С 2004 года автомобиль продается под именем LADA 4х4, появилась пятидверная удлиненная версия, а совсем недавно и версия LADA Urban — с пластиковыми бамперами и рядом других доработок. Этот внедорожник и сейчас не имеет в России прямых конкурентов, потому любая информация о его предстоящем обновлении всегда вызывает большой интерес. «АВТОВАЗ продолжает изучение вопросов о потенциальном преемнике для LADA 4x4. Такой автомобиль будет подтвержден позднее, и с большой долей вероятности его производство будет организовано на сборочной линии 3, которая в 2013-2014 годах прошла глубокую модернизацию», — сообщили недавно на предприятии. Хорошая новость, будем ждать.
1980 год — начало выпуска ВАЗ-2105
Угловатые ВАЗы — это совсем другая эстетика. Машины казались более современными, молодежными. У них были прямоугольные фары, бамперы без «клыков», отсутствовали форточки! А позже, с выходом «семерок», кресла с интегрированным подголовником стали просто всеобщей мечтой и, пожалуй, первой массовой идеей тюнинга «Жигулей». А универсалы «четвертой» модели, сделанные на базе этой машины, до сих пор остаются неприхотливыми «рабочими лошадками», на дорогах они не редкость.
1984 год — начало выпуска ВАЗ-2108
«Зубилом» называли машины с непривычным обтекаемым дизайном и новым именем «Спутник». Дизайн был передовым, «восьмерки» походили на спортивные итальянские машины. Но не только в дизайне было дело, машины стали переднеприводными. Значит, более управляемыми, динамичными. В их доводке действительно участвовали инженеры Porsche, не случайно эти машины так любили автоспортсмены. А пятидверные «девятки» и седаны («девяносто девятые») расширили круг поклонников модели. «Вишневая девятка» стала заветной мечтой и ярким образом автомобиля на долгие годы. Прямыми «потомками» этих машин стали «Самары» 13–15-х моделей, просуществовавшие на конвейере до недавнего времени.
1988 год — маленькая «Ока»
Настоящий российский кей-кар, городская малолитражка, по нынешней классификации — автомобиль А-класса. Машина без излишеств, просто чтобы ехать. Но нельзя называть ВАЗ-1111 мотоколяской, потому что это переднеприводная машина, которая оснащалась не мотоциклетным, а автомобильным мотором. Это был 2-цилиндровый 30-сильный двигатель, фактически «половинка» 1,3-литрового мотора от ВАЗ-2108. Потом устанавливали и более мощный китайский агрегат. Машина интересна еще и тем, что ее собирали на заводах в Серпухове и в Набережных Челнах на производстве КАМАЗа. А на базе «Оки» делали также спортивные авто (они до сих пор гоняют в классе «Юниор»!), социальные автомобили с ручным управлением, коммерческие пикапы и фургоны, электромобили, даже лыжно-гусеничные автосани!
1996 год — появление «десятой» серии
На ВАЗе хотели выпускать не только недорогие легковушки, но и более престижные машины. Потому разработка седана с закругленными линиями кузова, как у иномарок, была отделена от направления работы над «восьмерками». А появившиеся следом за ВАЗ-2110 «одиннадцатые» и особенно спортивного вида «двенашки» были уже весьма уважаемыми машинами. На машинах десятой серии устанавливалась электронная система управления двигателем и бортовой компьютер. Металл в деталях кузова был оцинкованным, стеклоподъемники могли быть электрическими. Машины с 93-сильными моторами объемом 1,5 л реально разгонялись до 200 км/час! Вплоть до выхода модели Priora «десятка» была самым престижным и дорогим отечественным автомобилем, она стоила дороже даже некоторых иномарок того же класса.
2004 год — бренд LADA
Раньше у нас «Ладами» принято было называть только «люксовые» модели «Жигулей», «шестерки» и «семерки». Это от желания подчеркнуть их преимущества над обычными «копейками». А само имя было позаимствовано от экспортных машин, под таким брендом «Жигули» продавались за границей. В сентябре 2004 года все «ВАЗы» стали автомобилями LADA. А помимо цифровых индексов модели получили имена. Впрочем, для экспортных вариантов и сейчас используются некоторые другие названия. Например, LADA Taiga, под таким именем в Германии продается модель 4х4. Но бренд везде един — LADA.
2004 год — появление LADA Kalina
Уникальный автомобиль, который одновременно является компактным и вместительным. История появления «Калины» в производстве была непростой, но тогда и времена были сложные — 90-е годы. А стартовало производство только в 2004-м. Модель оказалась очень популярной, в отдельные годы даже была бестселлером марки. А впоследствии стала основой для создания ультрабюджетной Granta. Сама же в 2013 году получила обновление, машины второго поколения теперь продаются в нескольких различных версиях, включая внедорожную Cross и спортивную NFR. Поэтому Kalina отлично подходит на роль молодежной «зажигалки» или дамской городской легковушки, но и с нагрузкой сельского труженика справится на раз.
2004 год — выход LADA Priora
Под этим именем начали выпуск машин глубоко переработанного десятого семейства. Почти тысяча изменений была внесена, и внешне эти машины — совсем разные. Priora надолго стала флагманом АВТОВАЗа, хотя фактически это доработанная версия семейства 2110, а по объему салона она отстает даже от «Калин». Но внешне она больше, потому и престижнее. Priora уже сильно походила на современные иномарки, эта модель в свое время получила кондиционер, штатную магнитолу и мощный 106-сильный мотор. Сейчас Priora передает эстафету новым флагманам, но по-прежнему имеет своего покупателя, переместившись ближе к бюджетным машинам модельного ряда АВТОВАЗа.
2011 год — начало продаж LADA Granta
Этот автомобиль-прорыв, которого давно не хватало компании. Он пришел на смену «классике» и «Самарам». Имя ему выбрали по итогам всероссийского конкурса, слово Granta предложил житель Красноярска Павел Захаров, который в качестве награды получил ключи от новой машины. Granta показала людям, что недорогой автомобиль может быть качественным, надежным, практичным и современным одновременно. На российском рынке он просто не имеет альтернативы, потому и является уже традиционно самым продаваемым автомобилем в России. LADA Granta уникальна еще и тем, что производится на двух разных производственных площадках — в Тольятти и Ижевске. Соответственно это практичные седаны и эффектные лифтбеки, с различными моторами, коробками передач, уровнями оснащения и вариантами отделки. И по-прежнему невысокой базовой ценой.
2013 год — переход под крыло альянса Renault-Nissan
Это новая веха в развитии предприятия. Автомобильный мир тесен, все крупнейшие производители объединены в концерны и группы. Вот и АВТОВАЗ «вписан» в состав одного из крупнейших объединений, включающих Renault, Nissan, Infiniti, Dacia и Datsun. При этом в состав инвесторов входит госкорпорация «Ростех», контролирующая с российской стороны в числе прочих задач и соблюдение социальных гарантий для сотрудников предприятия.
2012 год — начало сборки иномарок
АВТОВАЗ — уникальное предприятие даже по европейским меркам, поскольку на нем собирают автомобили четырех (!) марок: LADA, Renault, Nissan, Datsun. На ижевском предприятии тоже делают автомобили Nissan и LADA. Причем сборка эта не крупноузловая, а полноценная, начиная не просто со сварки и окрашивания кузовов, а даже со штамповки кузовных деталей. С одной стороны, это снижает издержки на производство иномарок, делает их более доступными для покупателей. С другой — делает сборочное производство отечественных машин соответствующим всем международным стандартам. Автомобили LADA выпускаются с теми же требованиями на тех же конвейерных линиях. То есть по качеству сборки ничем не уступают иностранным автомобилям. Недавно глава АВТОВАЗа Николя Мор сказал о том, что предприятие готово рассматривать заявки на контрактную сборку автомобилей других марок.
2015 год — революционная LADA Vesta
Надежда и опора, нынешний флагман модельной линейки и «лицо» бренда. Это не результат доработок предыдущих моделей, а абсолютно новый автомобиль. Это носитель новой дизайнерской концепции от маэстро Стива Маттина, первая модель, получившая новую эмблему LADA и модуль системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». Это достойный конкурент иномаркам отечественного производства, оснащенный в полном соответствии с современными международными требованиями к комфорту и безопасности. Спутать седан Vesta с другими машинами невозможно, таких автомобилей уже немало на улицах наших городов, всего за несколько месяцев продаж Vesta смогла войти в пятерку российских бестселлеров.
2016 год — 50-летие АВТОВАЗа
Волжский автозавод не просто пережил трудные десятилетия, но вышел из эпохи перемен и экономических неурядиц с твердыми рыночными позициями. К своему полувековому юбилею АВТОВАЗ подошел с первым местом по продажам новых машин в стране и 20-процентной долей автомобилей LADA на российском авторынке. Марка сменила эмблему, логотип, оформление официальных дилерских центров и внедрила новые стандарты работы, включающие производство по предзаказам и онлайн-продажи. Сейчас модельный ряд предприятия состоит из семи машин — Granta, Kalina, Priora, Largus, 4х4, Vesta и XRAY, и вскоре АВТОВАЗ покажет концепты новых будущих моделей. К 2020 году компания планирует производить девять моделей LADA в шести сегментах легковых автомобилей.