26 октября 2023 года в прокат выходит фильм «По щучьему велению» — очень симпатичная сказка Александра Войтинского. Исполнитель главной роли, один из лучших молодых актеров России Никита Кологривый ответил на вопросы корреспондента «КП» Дениса Корсакова.
Речь в картине идет о пареньке Емеле, повстречавшем волшебную щуку. Она предлагает исполнить три желания. Первые два герой тратит на глупости: добивается только того, что зима на дворе резко сменяется летом, а печка, на которой он любит лежать, начинает двигаться по дорогам со скоростью мерседеса. Теперь Емеля не знает, как поразумнее распорядиться третьим желанием. Тем временем щука (которая умеет оборачиваться прекрасной девушкой) становится его наставницей и почти что воспитательницей, и он понемногу начинает в нее влюбляться. Хотя по инерции все еще мечтает жениться на царской дочке…
— Я был на съемках «По щучьему велению», говорил там с режиссером, и он сказал про вас: «Никита — он и есть Емеля». Как вам кажется, что он имел в виду?
— Ну, наверное, в ходе проб он нашел во мне какие-то емелины качества, умение справляться с обстоятельствами так же играючи, как персонаж. На пробах было очень много дублей. Кто-то может устать, а я старался не уставать, шутить, иронизировать над ситуацией, искать во всем плюсы. В этом и есть прелесть Емели — он во всем ищет плюсы, а не минусы, он позитивный, легко принимает проблемы, с которыми сталкивается.
— При этом в одном интервью вы сказали, что сами по темпераменту — холерик и меланхолик одновременно. Это же страшное сочетание.
— Страшное для нетворческого человека. А для творческого, наоборот, очень гармоничное. Вообще, это сочетание чем-то похоже на диагноз биполярное расстройство — человек то веселый, то очень грустный, переходит из одного состояния в другое. Собственно, поэтому у меня роли так и распределяются — либо положительные герои вроде Емели, либо ублюдки, каких свет не видывал.
— Вы в жизни взрывной человек?
— Да! Взрывной, очень вспыльчивый по отношению к несправедливости или к глупости. Гнева во мне много, хотя злости мало. Я не могу спокойно относиться к ситуации, я обязательно в нее залезу, и наглым людям часто приходится сталкиваться с тем, что от меня можно получить по шапке. Причем мне не важно — режиссер ты, оператор или продюсер, 50 тебе или 60 лет: если будешь вести себя заносчиво и отвратительно, ты по-мужски ответишь за свой язык, я тебя заставлю.
Кино — всегда командная работа. Один мудрый режиссер говорил мне: «Если вы с самого начала знаете, как поставить спектакль — вы плохой режиссер». Все, занятые в спектакле, каждый день меняются, у одного рождается сын, у другого умирает мать, это живой организм, находящийся в процессе развития, и невозможно предсказать, что эти люди сыграют через три месяца… Творчество — очень сложная штука, и я уже ничего не жду, не пытаюсь представлять себе результат — просто существую по мере сил в моменте.
— А дальше — будь, что будет?
— А дальше не факт, что я вообще актером останусь. Это не представляется мне верхом блаженства и мечтаний — быть великим актером.
— А что представляется верхом блаженства?
— В космос полететь! И вообще, меня больше интересуют, например, задачи эволюции на Земле, чем «Оскар». Может, поэтому я и актер хороший. Я честно говорю, что от профессии мне нужны только деньги, слава и прочие приземленные вещи. Я не собираюсь своей игрой переворачивать души зрителей и вершить их судьбы. Тем более, вряд ли это можно сделать с помощью сериала «Макс и Гусь». Хотя в том же «Максе и Гусе» я на простом и честном языке говорю со зрителем об отношениях с отцом или с женой, — вот это я могу.
— Вы правда хороший актер…
— Я знаю, черт подери! (Смеется).
— …и один мой коллега даже сказал: «Никита — это следующие Александр Петров, Александр Кузнецов и Юра Борисов в одном флаконе». Во всяком случае, сейчас выйдет «По щучьему велению», за ним куча сериалов, и на вас, по идее должна обрушиться большая слава.
— Не знаю! Непонятно. Как только начинаешь прогнозировать, все получается не так. Все актеры, которых вы назвали, плюс, например, Данила Козловский, показали мне, как надо играть и как не надо. Я считаю, это очень хорошо, что меня с ними сравнивают, я к этому стремился. С удовольствием с ними в будущем поработаю и посоревнуюсь… Но вообще, я в продюсеры хочу уйти. Буду реже сниматься и выходить в свет, — а вместо этого буду креативить, заниматься созидательной такой работой. Тогда я и актерски буду расти.
— Ваши партнерши, готовясь к съемкам, пересматривали старые киносказки с Мариной Нееловой. Вы на кого-то ориентировались, когда начинали играть Емелю?
— Только на слова режиссера и на свои ощущения. Мне все было понятно, — и логика поведения героя, и в целом его образ. Я вообще ни к чему не готовлюсь, честно вам скажу. Ни перед одним проектом я не садился и не начинал пыхтеть: «Так! Сейчас проращу в себе зерно роли!» Ерунда это все! В меня это четыре года вбивали в театральном училище. Сейчас это все равно что боксеру каждый раз перед боем вспоминать стойку. Зачем? Все на автомате должно быть. Я вкалывал в ГИТИСе и закончил его с красным дипломом именно для того, чтобы потом не готовиться к ролям. Взял, достал из рюкзака, и попер! Особенно в кино, где все на площадке меняется каждый час.
— Кстати, как у вас обстоят дела с театром?
— Я отовсюду ушел. Неохота мне там работать. В театре надо жить, чтобы иметь там успех, а я там жить не могу. Там художественный руководитель диктует тебе, что делать, а я считаю, что диктовать себе могу только я сам. И я не в состоянии существовать внутри культа личности другого человека, а в любом театре царит культ худрука…
Никто не будет мне запрещать или разрешать сниматься в кино. А то у тебя четверо детей, тебе 50 лет, а ты униженно подходишь к худруку: «Иван Иванович, извините, можно я на два съемочных дня уеду?» И при этом все так хитро устроено, что артисты, которые по-настоящему вкалывают, не получают главных ролей. Главные роли предлагали мне со словами «Давай, вводись быстренько». А я отвечал: «Нет, спасибо, не буду я это играть, потому что мне стыдно перед другими артистами, которые тут пропадают за 50 000 рублей в месяц». Сделайте им хотя бы нормальные зарплаты, и тогда я приду или в труппу, или на контракт, с гонораром в 200-300 тысяч за выход. А пока — спасибо. И, еще раз: только я сам буду руководить своей жизнью.
— Хотелось задать вопрос, какие три желания вы бы сами загадали волшебной щуке. Но журналисты вас об этом наверняка спрашивали уже раз 50…
— Да нет, только один. Так что нормально! Слушайте, ну, я бы, наверное, во-первых, прекратил все конфликты на Земле, во-вторых, полетел бы в космос, и, в-третьих, уничтожил бы понятие «сирота». Мне кажется, много проблем бы сразу решилось.
— А если говорить о ваших актерских желаниях? Вы как-то обмолвились, что хотели бы сыграть в постановках по Достоевскому.
— Я бы сыграл или Митю, или Алешу Карамазовых. А если брать «Преступление и наказание», то Мармеладова… Ах да, и еще «Идиот», конечно.
— Рогожин?
— Нет! Мышкин, разумеется! Я бы сделал его падучую чуть иной, такой, чтобы зритель ее боялся. Достоевский — близкий мне автор, мне очень понятно, что происходит в его книгах, понятны его психологизм, вайб достоевщины.
И еще вы мечтаете сыграть…
— Степана Разина.
— Разина или Пугачева?
— И того, и другого. И еще Ермака… Но в первую очередь — Разина. Это образ отца, образ бунтаря, казака, личности, человека, существующего вне системы. Надеюсь, через пару лет у меня это получится.
Никита Кологривый родился в Новосибирске 16 октября 1994 года. В юности много занимался спортом, мог стать профессиональным боксером, но в итоге выбрал актерскую профессию. Учился в Новосибирском театральном институте и в ГИТИСе, который окончил с красным дипломом. Играл в Московском Губернском театре, Театре на Малой Бронной, Театре наций, но в итоге выбрал кино и сериалы. Известен по проектам «Подольские курсанты», «Игра на выживание», «Полет», «Чикатило», «Бендер: начало», «Два холма», «Черная весна», «Жиза», «Жизнь по вызову», «Макс и Гусь» и многим другим (к 29 годам у него на счету свыше 50 ролей на экране).